Мы ВКонтакте
Поиск по сайту

PostHeaderIcon История

ОАО «Канат» ведет свою историю с далекого 1875г.  Середина XIX века знаменовалась расцветом речного транспорта, который являлся основным средством доставки грузов на близлежащую Нижегородскую ярмарку.  Потребность в канатах и веревках для оснастки судов была колоссальной.

 

В те времена в Нижнем Новгороде существовали кустарные канатно-прядильные предприятия с конным приводом, одним из которых владел нижегородский купец А.А. Смирнов совместно с касимовским купцом И.Я.Постниковым. Кроме производства веревок и канатов, они занимались торговлей, скупая веревочные изделия у мелких кустарей.

Основным перевалочным пунктом у них была станция при поселке Растяпино и пристань на реке Ока.  Именно на этом месте компаньоны задумали построить механическую канатную фабрику. Место для предприятия было выбрано весьма удачно: с одной стороны, близость железной дороги Москва - Нижний Новгород, с другой – недалеко располагалась пристань реки Оки, и в разлив баржи и пароходы могли подходить прямо к стенам фабрики. Отсюда грузы уходили во все стороны и по реке, и по железной дороге.

Именно в этом месте и  было организовано 1 августа 1875г. производство канатов, веревок, бечев. Непосредственная работа оборудования началась 1 ноября 1875 года.

Основатель фабрики Александр Алексеевич Смирнов был из крестьян села Оленино Богородского уезда близ реки Оки. Из договора на аренду участка земли под фабрику видно, что в 1875г. он уже был нижегородским купцом, имел капитал, свой каменный 3-этажный дом на Успенском съезде Нижнего Новгорода, два буксирных парохода «Две сестры» и «Александр Смирнов».

До национализации фабрика называлась «Торговый дом Александра Смирнова с сыновьями». Снабжение фабрики пеньковой пряжей осуществлялось прядильными отделениями в селах Сасово Тамбовской губернии и Карачево Орловской губернии. Главная контора, склады и магазин фирмы находились в Нижнем Новгороде в Нагорном переулке (сейчас – Нижне-Волжская набережная). Здесь принимались заказы на поставку канатов от пароходных обществ, лесозаготовительных организаций, частных пароходовладельцев, а также от Военно-Морского Адмиралтейства. Фирма имела торговое представительство в г.Рыбинске. Удачное географическое положение и близость рынков сбыта оказались благоприятными факторами для быстрого развития производства. Однако вплоть до двадцатых годов ХХ века фабрика представляла собой полукустарное предприятие, частичная механизация с применением механической энергии была только в канатном цехе. Объем выпускаемых канатов достигал 600 тонн в год.

20 февраля 1919г. была проведена национализация; главная контора, склад и магазин были ликвидированы, руководство было сосредоточено при канатной фабрике. С 1919 по 1930 года предприятие называлось «Растяпинская фабрика», а с 1930 года, когда поселок Растяпино был переименован в город Дзержинск - «Дзержинская канатная фабрика». Первым директором советского времени был Д.В. Копылов. Первый этап механизации фабрики проходил в 1925-1928 годах. В эти годы был построен благоустроенный  прядильный цех, складские помещения, фабрика электрифицировалась.  Объем производства увеличивается до 960 тонн в год, численность работников достигает 180 человек.

Основное расширение и техническое оснащение фабрика получает в годы Великой Отечественной войны. В первые годы войны большая часть канатных фабрик была оккупирована или разрушена. Дзержинская канатная фабрика осталась единственной в Советском Союзе крупной и механизированной фабрикой, выпускающей канатные изделия, поэтому с первых дней войны коллектив фабрики взял курс на полное удовлетворение нужд фронта и тыла. В 1943 году рабочие, инженерно-технические работники и служащие фабрики в рекордно-короткий срок – три месяца - переоборудовали склад сырья под производственный корпус, смонтировав в нем систему прядильного оборудования, эвакуированную с других фабрик.  Работали в это время, не покладая рук, по 11 часов в сутки, в две смены. В годы войны, в связи с оккупацией основных районов, поставляющих пеньковолокно, был освоен выпуск хлопчатобумажных и льняных канатов, комбинированных канатов из сизальского волокна и хлопчатобумажной пряжи. За организацию производственного процесса и обеспечение выполнения плановых заданий директор канатной фабрики К.Д. Исаев был награжден орденом «Знак Почета».

Послевоенные годы хотя и не были такими напряженными, как военное время, но стали не менее ответственными и успешными для коллектива. Все его усилия были направлены на замену старых аппаратов более производительными, на сокращение ручного труда. Именно в эти годы был налажен выпуск смоленых сердечников для стальных тросов, применяемых в металлургии. Ежегодно увеличивался выпуск продукции, повышалась производительность труда, росла численность персонала.  Был построен детский комбинат, здание 2-го прядильного цеха, гараж, красный уголок.

Период 1960-1980 гг. связан с коренным обновлением производства. Все тихоходное приготовительно-прядильное оборудование заменено на быстроходное, дополнительно пущена в эксплуатацию  еще одна  канатная дорога. Проведены большие работы по улучшению жилищно-бытовых условий рабочих. Были построены бытовое помещение на 400 мест, проведен водопровод и канализация, построен новый клуб на 150 мест, вместо деревянного построен кирпичный канатный цех.

До конца 80-х годов Дзержинская канатная фабрика входила в объединение  ДПОПДКИ - Дзержинское производственное объединение пенько-джутовых крученых изделий. В объединение входила также Горбатовская канатно-веревочная фабрика (сейчас - ОАО "Митра"). Возглавлял предприятие Н.П. Мозжухин. На это время приходится расцвет советской эпохи в истории предприятия. В 1986 году были произведены рекордные 7200 тонн различных канатов для речного флота, нефтегазодобывающих и буровых предприятий, а также сердечников для стальных канатов.

В январе 1992г. на базе производственного объединения создается Государственное предприятие «Канат». В этом же году предприятие одним из первых в городе и текстильной промышленности страны было приватизировано и преобразовано в Акционерное Общество Открытого типа ”КАНАТ”. В 1995г. предприятие возглавил его нынешний руководитель Валентин Дмитриевич Панин. С 1996г. предприятие функционирует под своим нынешним названием - Открытое акционерное общество "КАНАТ".

Период экономического кризиса 90-х гг. оказался очень сложным. «Канат» пережил резкое сокращение объемов производства и численности работающих, не оставшись в стороне от тогдашних тенденций развития легкой и текстильной промышленности, связанных с потерей рынков сбыта и постепенного сокращения сырьевой базы. В отличие от многих других предприятий отрасли, так и не сумевших приспособиться к работе в новых экономических условиях, «Канат» взял курс на расширение ассортимента выпускаемой продукции. Наряду с традиционными пеньковыми, сизалевыми и льняными канатами, с конца 90-х гг. предприятие начинает выпуск современных полиамидных и полипропиленовых канатов под надзором РМРС. 

Выход на новые рынки сбыта – морское и речное судоходство, рыболовство - дал толчок к дальнейшему развитию производства за счет переработки современных синтетических волокон. С начала 2000-х гг. начато изготовление плетеных шнуров и веревок. 

С 2003г. выпуском первой статической веревки «Альпекс» знаменуется начало работы на рынке промышленной безопасности.

Для обеспечения максимального уровня надежности своих изделий, «Канат» ежегодно производит закупку оборудования европейских производителей плетельных машин «Ratera» и крутильных машин «Galan».

Канатные дороги постепенно вытесняются более производительными стационарными машинами. Помимо полиамида, полипропилена и полиэфира, идут эксперименты с СВМПЭ и арамидными волокнами.

В настоящее время на предприятии работает около 170 человек. ОАО «Канат» является одним из ведущих российских производителей на рынке крученых и плетеных изделий. Одной из главнейших задач на ближайшие годы по-прежнему является  обновление парка оборудования и  выпуск продукции из новых перспективных видов сырья.

Яндекс.Метрика